Башкирскому государственному театру кукол -90 лет.
У Башкирского государственного театра кукол богатая и славная биография. Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 году. В этот день в Малом зале Уфимского дворца искусств (ныне театр оперы и балета) состоялся его первый спектакль «Репка». Естественно, театр возник не на пустом месте. У него была достаточно прочная творческая основа – самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной школе. Руководила этим кружком человек необыкновенного таланта Мария Николаевна Елгаштина. Она же стала первым директором и режиссером кукольного театра.
Первые три месяца театр играл спектакли только на русском языке, а летом М. Н. Елгаштина привлекает к работе с куклами артистку Башкирского драматического театра Гамбару Мансурову, которая организует и возглавляет башкирскую группу театра. Вскоре театр стал называться Республиканским объединенным театром кукол. Репертуар был широк и разнообразен, он включал в себя как народные сказки: русские, башкирские и народов Кавказа и Прибалтики, Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера, так и произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Маршака, Аксакова, Шварца…
Особая страница жизни театра связана с его выступлениями в 1944 году перед солдатами на Карельском фронте. Тогда почти весь мужской состав коллектива ушел на фронт, но бригады театра выпускали свои сатирические спектакли не только на фронте, но и перед раненными бойцами в госпиталях. Театр активно выступал в Уфе и Республике.
Долгое время у театра не было своего здания, спектакли давали на временных площадках. С появлением директора В. Сидурина постоянной площадкой кукольного театра стало подвальное помещение в Доме Пионеров.
В 1976 году театр получил своё нынешнее здание и нового художественного руководителя и главного режиссера Владимира Михайловича Штейн. Под его руководством, театр кукол одним из первых в России включил в свой репертуар спектакли для взрослых. Такими постановками стали «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» по трагедии Мустая Карима, «Черноликие» М. Гафури, «Коня диктатору» М. Карима, «Чертова мельница» и «Божественная комедия» И. Штока, «Мы сами с усами» Л. Валеева, «Альдерман из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина. В конце 70-х – начале 80-х годов был “одним из самых ярких, известных театров на советском кукольном небосклоне”, на вечерние взрослые спектакли были аншлаги . В театре работали над созданием башкирской драматургии, а сюжеты брали из фольклора — башкирского, русского и других народов: «Үлмәҫбай» («Ульмасбай») И. Нигматуллина, «Хужа Насретдин» («Ходжа Насретдин») А. С. Фаткуллина. Создавали куклы М. Я. и В. Ф. Волковы.
С 1983 по 1989 год главным режиссером стал Павел Романович Мельниченко. Именно Мельниченко театр кукол обязан Государственной премией Индии имени Джавахарлала Неру за спектакль “Индийская легенда” по эпосу “Рамаяна”.
С 1991 по 1994 год и с 2011 года главный режиссёр — Айрат Акрамович Ахметшин. При Ахметшине в репертуаре театра кукол появилось много новых названий. Среди них – «Сладкий пирог» Юрия Елисеева, «Весёлые игры с Букой» Михаила Супонина, «Клочки по закоулочкам» Григория Остера, «Батыр әтәс» («Храбрый петух») и другие.