Башҡортостан Республикаһы Ҡырмыҫҡалы районы
Муниципаль автономлы мәҙәниәт учреждениеһы
«Ҡырмыҫҡалы үҙәкләштерелгән китапханалар системаһы»
Иҫке бәпес моделле ауыл китапханаһы
logo
Муниципальное автономное учреждение культуры «Кармаскалинская централизованная библиотечная система»
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Старобабичевская модельная сельская библиотека
Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, д.Старобабичево, ул. Победы, 13
тел.: +7 9297576231; e-mail: karm-st-babich@mail.ru

Башкирскому государственному театру кукол -90 лет.

У Башкирского государственного театра кукол богатая и славная биография. Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 году. В этот день в Малом зале Уфимского дворца искусств (ныне театр оперы и балета) состоялся его первый спектакль «Репка». Естественно, театр возник не на пустом месте. У него была достаточно прочная творческая основа – самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной школе. Руководила этим кружком человек необыкновенного таланта Мария Николаевна Елгаштина. Она же стала первым директором и режиссером кукольного театра.
Первые три месяца театр играл спектакли только на русском языке, а летом М. Н. Елгаштина привлекает к работе с куклами артистку Башкирского драматического театра Гамбару Мансурову, которая организует и возглавляет башкирскую группу театра. Вскоре театр стал называться Республиканским объединенным театром кукол. Репертуар был широк и разнообразен, он включал в себя как народные сказки: русские, башкирские и народов Кавказа и Прибалтики, Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера, так и произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Маршака, Аксакова, Шварца…
Особая страница жизни театра связана с его выступлениями в 1944 году перед солдатами на Карельском фронте. Тогда почти весь мужской состав коллектива ушел на фронт, но бригады театра выпускали свои сатирические спектакли не только на фронте, но и перед раненными бойцами в госпиталях. Театр активно выступал в Уфе и Республике.
Долгое время у театра не было своего здания, спектакли давали на временных площадках. С появлением директора В. Сидурина постоянной площадкой кукольного театра стало подвальное помещение в Доме Пионеров.
В 1976 году театр получил своё нынешнее здание и нового художественного руководителя и главного режиссера Владимира Михайловича Штейн. Под его руководством, театр кукол одним из первых в России включил в свой репертуар спектакли для взрослых. Такими постановками стали «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» по трагедии Мустая Карима, «Черноликие» М. Гафури, «Коня диктатору» М. Карима, «Чертова мельница» и «Божественная комедия» И. Штока, «Мы сами с усами» Л. Валеева, «Альдерман из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина. В конце 70-х – начале 80-х годов был “одним из самых ярких, известных театров на советском кукольном небосклоне”, на вечерние взрослые спектакли были аншлаги . В театре работали над созданием башкирской драматургии, а сюжеты брали из фольклора — башкирского, русского и других народов: «Үлмәҫбай» («Ульмасбай») И. Нигматуллина, «Хужа Насретдин» («Ходжа Насретдин») А. С. Фаткуллина. Создавали куклы М. Я. и В. Ф. Волковы.
С 1983 по 1989 год главным режиссером стал Павел Романович Мельниченко. Именно Мельниченко театр кукол обязан Государственной премией Индии имени Джавахарлала Неру за спектакль “Индийская легенда” по эпосу “Рамаяна”.
С 1991 по 1994 год и с 2011 года главный режиссёр — Айрат Акрамович Ахметшин. При Ахметшине в репертуаре театра кукол появилось много новых названий. Среди них – «Сладкий пирог» Юрия Елисеева, «Весёлые игры с Букой» Михаила Супонина, «Клочки по закоулочкам» Григория Остера, «Батыр әтәс» («Храбрый петух») и другие.